1
2
Программа дополнительного образования направлена на развитие
сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Екатеринбург:
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 346
Программа рассчитана на детей в возрасте: 4-7 лет
3
Содержание
№
3.3.
Наименование
Страницы
Паспорт программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию программы
Планируемые результаты освоения Программы
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
Содержательный раздел
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Учебный план
3.4.
Расписание занятий
3.5.
Объем образовательной нагрузки
I.
1.
1.1
1.2
1.3
1.3.1.
II.
2.1
III.
3.1
3.2.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
4
Паспорт программы
Наименование
программы
Основания для
разработки
Программы
«Сенсорное развитие»
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного
государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года;
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных
эталонов для детей с ОВЗ дошкольного возраста
Сроки реализации
Заказчик
Программы
Система
организации
контроля за
исполнением
Программы
Родители (законные представители) воспитанников
2023-2024 учебный год
Исполняющий обязанности заведующего МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 346
Хамитова Ольга Радиковна
Зам. зав. по ВМР МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 346
Лейчук Ксения Александровна
5
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически
важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в
дошкольном возрасте, поистине грандиозен. В это время закладывается фундамент будущей
личности, продолжают формироваться основы психического и физического здоровья. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. С
детьми данного возраста проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала
протекает незаметно для детей с ОВЗ, в практической деятельности. Следовательно, главное в
этом возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их
цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, тактильного
восприятия. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величине окружающих
предметов и положении в пространстве. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой,
живописью, скульптурой. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или
иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного
педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в
области восприятия формы, величины, цвета, тактильных ощущений, формирования целостного
образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильнодвигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие
речевого слуха. Все это составляет основное содержание сенсорных эталонов и воспитания в
детском саду. Программа представляет собой систему дидактических и подвижных игр,
упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств
предметов. Программа включает методическую разработку российских (советских) и зарубежных
авторов (Пилюгиной Э.Г, Венгер Л.А, О. Декроли, Ф.Фребель,)
1.1. Цель, задачи рабочей образовательной программы
Цель программы – Создание оптимальных условий для развития сенсорных эталонов у
детей дошкольного возраста с ОВЗ, через различные виды деятельности.
Задачи рабочей программы
1.
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе
предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом в соответствии с
возрастными и индивидуальными возможностями.
2.
Формировать сенсорные эталоны, представления детей от 4 до 7 лет о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, количестве и положении в пространстве.
3.
Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к
получению положительного результата. Взаимодействовать с родителями (законными
представителями) в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Исходя из психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, мы считаем
целесообразным при построении структуры занятия опираться на следующие принципы:
Принцип системности и структурированности занятий.
Принцип личностного и индивидуального подхода.
Принцип деятельностного подхода.
6
Структура занятий комплексная. Занятия проходят в игровой форме. На занятиях
используется музыкальное сопровождение, что располагает детей на различные упражнения,
игры.
Структурные компоненты занятия:
Занятие начинается с приветствия, которое направлено на развитие коммуникативной
культуры.
1.3.
Планируемые результаты освоения Программы:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме,
величине;
составлять целое из 4-х – 6-ти частей разрезных картинок, складных кубиков;
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар);
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат,
прямоугольник).
1.3.1. Мониторинг результатов освоения программы
Индивидуальная карточка учёта сенсорного развития ребёнка
ФИО ребёнка_______________________________________________________
Возраст________________________________________
Наименование учреждения__________________________________________
ФИО педагога________________________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________________
Баллы:
Задание выполнил самостоятельно (низ.ур.).
Задание выполнил после показа (ср.ур.).
Задание не выполнил (выс.ур.).
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый,
зеленый).
Называет 4 основных цвета.
Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу).
Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные
кубики.
Сложить трёхсоставную и шестисоставную матрешку.
Сложить три, пять пирамидок разного цвета (красную, синюю, желтую, зеленую, оранжевую) из 5
убывающих по величине колец.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например, чтобы вложить геометрическую
форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить
форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Ребенок действует
целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например, вкладывая
геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в
которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу;
при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной
прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял
существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия
7
сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал
геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал
трёхсоставную матрешку.
8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
МЕСЯЦ
ЗАНЯТИЯ
СЕНТЯБРЬ
1- 2 неделя
Диагностика
3 неделя
4 неделя
ОКТЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И
МАТЕРИАЛЫ
Выявить знания детей в области
сенсорных эталонов цвета, формы
посредством
дидактического
материала на начало года.
«Игры
с Учить детей чередовать предмет по
пирамидками»
величине.
«Нарядим
солнышко»
Развитие сенсорного восприятия,
формирование зрительно-моторной
координации на основе действий с
предметами.
«Красный,
Учить различать, называть и
желтый, синий, показывать картинки по цвету
зелены»
предметов, развивать сенсорные
способности детей.
«Спрячемся от Воспитывать умение у детей
дождика»
группировать предметы по цвету и
по форме.
3 неделя
«Волшебное
поле»
Развитие умения
называть цвета.
4 неделя
«Большой,
поменьше
маленький»
«Мамы и
детѐныши»
Определить величину предмета
НОЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
и
узнавать
и
Игры и игрушки
сенсорном центре
в
Пирамидка
из
3-4
колец,
двухместная
матрешка
Изображение солнца с
«открытыми глазами»,
лучики по цвету и
бантики
Изображение
предметов
(игрушки,
цветы, одежда разных
цветов
Изготавливаются
геометрические фигуры
и
рисунки
разноцветных
зонтиков,
геометрические фигуры
разных цветов.
Фланелеграф,
три
квадрата
убывающей
величины.
Круг
с
изображением
4
основных цветов, и
стрелкой
в
верху,
карточки
основных
цветов
Набор геометрических
фигур (круг, квадрат,
треугольник)
Резиновые
игрушки
разных размеров (мамы
и детеныши)
их Формировать умения определять
размер предмета в сравнении с
образцом и по представлению,
упорядочивать
предметы
по
размеру
«Загадочные
Развитие умения
узнавать
и Полотно, разделенное
пуговки»
называть цвета. Развитие мелкой на 4 сектора разного
моторики пальцев рук
цвета,
4
пуговки,
соответствующие
определенному цвету
сектора
9
3 неделя
«Чудесный
мешочек»
Формировать умение узнавать и Мешочек с предметами
называть предметы; развитие речи
разной формы
4 неделя
«Башня»
Продолжать
ознакомление Фланелеграф,
три
способом соотнесения предметов по квадрата
убывающей
величине (наложение приложение). величины.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
«Составь
фигуру»
Уточнять представления о форме, Разрезные картинки
цвете,
размере,
развивать
воображение, мелкую моторику.
2 неделя
«Ленточки
кукол»
3 неделя
«Разложи
по Фиксировать внимание детей на Разноцветные
коробочкам»
цветовые свойства предметов.
коробочки,
фигурки
желтого и зеленого
цветов.
4 неделя
«Укрась ѐлочку»
Способствовать
освоению Геометрические
геометрических фигур как эталонов фигуры разной формы
формы
ЯНВАРЬ
1 неделя
«Нанизывание
на
стержень
колец,
убывающих по
величине».
Учить простым действиям с Коническая пирамидка
предметами (снимать и нанизывать из пяти колец
кольца), обогащать зрительно –
осязательный опыт
2 неделя
«Забавные
прищепки»
Учить детей правильно брать и Прозрачная емкость, по
открывать прищепку, находить ее краю которой наклеены
местоположение по цвету
цветные полосы, набор
цветных прищепок.
3 неделя
«У куклы Кати в Продолжать учить детей различать Круглые предметы (
гостях»
геометрическую фигуру (круг), колесо, мяч ).Разрезные
предметы круглой формы
картинки с круглыми
предметами
4 неделя
«Выбери
пуговки»
ФЕВРАЛЬ
«Нанизывание
для Учить фиксировать внимание на
величине предметов и формировать
простейшие приемы установления
тождества и различия цвета
Коробка с лентами
различной длины и
цвета,
большие
и
маленькие куклы
Воспитывать умение группировать 2 коробочки, большая и
предметы по величине.
маленькая,
пуговицы
разные по величине
(большие и маленькие)
Продолжать
учить
чередовать 5 круглых
10
1 неделя
бус
разной предметы по форме, воспитывать и 5 квадратных бусин
формы».
желание делать приятное для на каждого ребенка.
других (кукол, собачек).
2 неделя
«Веселый
грузовик»
3 неделя
«Палочки
цветные»
4 неделя
«Закрой
окошки»
МАРТ
1 неделя
«Матрешки»
2 неделя
«Привяжем
шарику
ниточку»
3 неделя
«Найди
подходящую
заплатку»
4 неделя
«Подбери чашки Продолжать учить детей различать Наборное
полотно,
к блюдцам»
цвета и использовать названия блюдца и чашка разных
цветов в речи. Развивать мелкую цветов.
моторику, внимание.
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Светофор»,
«Мишка».
2 неделя
«Забавные
прищепки»
Формировать
представление
форме, величине предметов.
о Различные
геометрические
цветные фигуры (круги,
квадраты, большие и
маленькие
прямоугольники).
Фиксировать внимание детей на Палочки
красного,
цветовых
свойствах
игрушек, желтого,
зеленого,
формировать простейшие приемы синего
установления тождества и различия
цвета однородных предметов.
Учить детей соотносить предметы 4
домика
разных
по форме и цвету одновременно.
цветов, с вырезанными
в них геометрическими
фигурами (окошечки).
Продолжать
учить
детей
сопоставлять
предметы
по
величине, учить совмещать узор,
ориентироваться на слова большая,
маленькая, меньше, еще меньше,
большая, еще больше, открой,
закрой, поставь в ряд
к Группирование предметов по цвету.
4-х местная матрешка
(3 – раскрываются, 1 –
нет).
Разноцветные
кружочки
(овалы),
палочки
таких
же
цветов.
Продолжать
учить
находить Геометрические
идентичные
геометрические фигуры.
фигуры (плоскостные и объемные).
Продолжать побуждать ребенка к
самостоятельной
деятельности;
формировать
цветовое
представление, выработать навык
завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук,
сенсорику, связную речь.
Продолжать учить детей правильно
брать и открывать прищепку,
находить ее местоположение по
цвету.
11
Можно
использовать
упражнения с пробками
закручивают пробки от
пластиковых бутылок к
их горлышкам.
Прозрачная емкость, по
краю которой наклеены
цветные полосы, набор
цветных прищепок.
3 неделя
«Разрезные
картинки»
Продолжать учить детей собирать Разрезные картинки из
целое из частей.
4-х частей.
4 неделя
«Красивые
узоры».
Закрепить
умение
соотносить Большие и маленькие
предметы по величине,
круги квадраты, чистые
учитывать величину в своих полоски бумаги.
действиях, развивать внимание.
МАЙ
1 неделя
«Найди
назови».
2 неделя
«Оденем куклу»
и Закрепить
умение
находить Математическое лото
геометрическую
фигуру
определенного размера и цвета.
3 неделя
«Укрась
бабочку»
4 неделя
«Раскладывание
цветных фишек»
Закрепить подбор к образцу парных Кукла,
предметов одного цвета.
красного
цветов.
Закреплять
знания
о
геометрической фигуре круг, о
понятия много - один, большой маленький.
Развивать
мелкую
моторику.
Закрепить знания детей соотносить
предметы по цвету, закреплять
слова цвет, такой, не такой, разные.
и
варежки
синего
Бабочки разных цветов,
вырезанные из картона,
круги разных размеров
и цветов.
По 5 фишек каждого из
перечисленных цветов
на каждого ребенка, 4
мисочки каждого цвета.
Итого: 72 занятий в год.
3.1.
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы
- Дидактические игры «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные
формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие»,
«Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д. (Приложение 1);
- Картотека «Геометрические фигуры», «Цвета»;
- игрушки сенсорного центра: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и
маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки, мягкие модули, сенсорные
коробки и т.д.;
- раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе): геометрические фигуры из
картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки,
гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки;
- муляжи фруктов и овощей;
- конспекты занятий;
- корригирующие дорожки.
3.2.
№
Наименование услуги
Программно-методическое обеспечение
Наименование
программы
На основании какой программы
разработана и кем утверждена,
рекомендована
12
1
Проведение занятий по
развитию
сенсорных
эталонов «Волшебный
лабиринт» для детей
дошкольного возраста
с ОВЗ
Дополнительная
образовательная
программа по развитию
сенсорных
эталонов
для детей дошкольного
возраста с ОВЗ
3.3.
Программа дополнительной
образовательной услуги разработана на
основе методических рекомендаций
авторов Пилюгиной Э.Г. «Занятия по
сенсорному воспитанию с детьми
раннего возраста», Венгер Л.А.
«Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет»
Учебный план
№
Наименование услуги
1.
Проведение занятий по развитию сенсорных эталонов для
детей дошкольного возраста с ОВЗ
Количество часов в неделю,
возрастная группа
Средний дошкольный возраст
20 мин
2.
Проведение занятий по развитию сенсорных эталонов для
детей дошкольного возраста с ОВЗ
Старший дошкольный возраст
25 мин
3.
Проведение занятий по развитию сенсорных эталонов для
детей дошкольного возраста с ОВЗ
Подготовительная к школе
группа
30 мин
3.4. Расписание занятий
Дни недели
Понедельник, пятница
Младший дошкольный возраст
18.00-18.20
Старший дошкольный возраст
18.00-18.25
Подготовительная к школе группа
18.0 – 18.30; 18.25-18.55
Вторник, четверг
Среда, пятница
3.5. Объём образовательной нагрузки
Программа разработана для детей 4-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 20 до 30 минут.
Группа включает 8 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Срок реализации программы 1 учебный год.
13
Литература
1.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры
ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
2.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават.
Способностей детей дошкол. Возраста/Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение,
1984.- 64 е., ил.
3.
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста:
пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.:
Просвещение, 2007.
4.
Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и
воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М.: 1965.
5.
Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей
группе детского сада - М.: Просвещение, 1981. 5. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника.
Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд.
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
6.
Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.
7.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:
Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – ООО е., ил.
8.
Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка/ Министерство
здравоохранения СССР. – М., 1987. – 108 с.
9.
Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка
раннего возраста. – М.: Экзамен, 2006.
10.
Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и
педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
11.
Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н.
Поддьяковой, Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
12.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М
Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014. – 128с.
13.
Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г.А. Широкова Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251с.
14
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Д/И «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 3-4 колец, матрешка.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8-10 колец. Для
детей с ОВЗ дошкольного возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в
величине колец здесь более контрастная.
Д/И «НАРЯДИМ СОЛНЫШКО»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительномоторной координации на
основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать
предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу,
формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с
понятиями «такая», «не такая», «одинаковые», «разные».
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно.
Развивать мелкую моторику рук
Д/И КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
Цель: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать
сенсорные способности детей.
Ход: занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов
(игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает картинку определенного цвета
или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и
цветом.
Д/И «СПРЯЧЕМСЯ ОТ ДОЖДИКА
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Предварительно
изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под
каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять.
Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик.
Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А
куда же спрятаться?».
Д/И «ВОЛШЕБНОЕ ПОЛЕ»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки
основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов.
Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются
карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка,
находящаяся на нем, указывает на какой-либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту
этого цвета.
Д/И «Найди домик»
Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
15
Ход игры: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти
свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
Д/И «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и
может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один
белого.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или
картинку). Затем белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета».
Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В
отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого
белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета
цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и
поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и
размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Д/И «ЗАГАДОЧНЫЕ ПУГОВКИ»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики
пальцев рук.
Игровой материал: представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему
прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету
сектора.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета,
он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая
пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
Д/И «БАШНЯ»
Оборудование: Кубики различного цвета и размера.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на
другой и возводя постройку вверх. Эту игру можно проводить различными способами в
зависимости от того, какие цели преследуются. Например, построить башенку из кубиков одного
цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или
маленьких кубиков одного цвета и т.д.
Д/И «УЗНАЙ ФИГУРУ»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому
образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных
геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
16
Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же
набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую
же фигуру, как та, на которую указал педагог.
Д/И «ЛЕНТОЧКИ ДЛЯ КУКОЛ»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и
маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой
кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для
маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми).
Затем дети подбирают самостоятельно.
Д/И «Разложи фигуры по местам!»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом,
треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамкавкладыш Монтессори.
Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные
фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки
прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил
вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.
Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои
кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей
повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
Д/И «УКРАСЬ ЁЛОЧКУ ШАРАМИ»
Цель: Способствовать освоению геометрических фигур, упражнять в различении двух
(четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений
рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов.
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов.
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей
нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот
кружочек?».
Д/И «ЗАСТЁЖКИ»
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать
мелкую моторику, координацию движений рук.
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде деревца с яблоками, в
виде пирамидки, домика, цветка и т. п.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Собери урожай яблок! Разбери и собери
пирамидку. Собери домик!» и т. д. Задаёт вопросы: «Какого цвета яблоко (колечко пирамидки,
крыша домика, окошко, труба, лепесток цветка)? Какой формы?
Д/И «ЗАБАВНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Задачи:
17
- Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей;
- Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Материал: прищепки разного цвета, поднос, заготовки различных картинок.
Вариант игры:
Поделки из прищепок. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять
прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле
и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так
далее). При этом можно приговаривать различные стишки, потешки, поговорки:
Рыбки (также делают разных цветов).
Задача ребёнка: прикрепить ей плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее
(добавив дополнительные прищепки)
Рыбка по волнам плывёт,
И друзей к себе зовёт!
Рыбка не простая,
Рыбка - золотая!
Стрекоза
На ромашку у ворот,
Опустился вертолётЗолотистые глаза,
Вот она и СТРЕКОЗА
Д/И «ПОЧИНИ ОДЕЖДУ ЗАЙЧАТАМ»
Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять
умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник).
Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела
за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и
залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены
заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого
ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о
геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу,
закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,
вырезанные из картона.
Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой
формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.
Ход игры:
1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого
зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое
геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с
18
вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают
фигуры и как их обследовать.
2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она
по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое
проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат,
прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные
ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников
обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную
фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах.
Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
3. Заключение. «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник.
Д/И «ПАЛОЧКИ ЦВЕТНЫЕ»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного
цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает
кому-либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и
положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ НА СТЕРЖЕНЬ КОЛЕЦ, УБЫВАЮЩИХ ПО ВЕЛИЧИНЕ».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца),
обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая
пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от
пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот
самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку
вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они
почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана
правильно.
Д/И «ВЕСЕЛЫЙ ГРУЗОВИК»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты,
большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить
грузовик.
Д/И «ПАЛОЧКИ ЦВЕТНЫЕ»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного
цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает
кому-либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и
положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
Д/И «ЗАКРОЙ ОКОШКИ»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
19
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с
геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
вырезанными
в
них
Д/И «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол
меньшего размера.
Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка,
матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой,
предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми,
воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки,
мы – сестрички, в прятки с нами поиграй, все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как
начнем плясать и петь, если будешь ошибаться, никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С.
Рещикова) Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д.
Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся
коробочки, вкладыши различных форм и т.п.
Д/И «ПРИВЯЖЕМ К ШАРИКУ НИТОЧКУ»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
Д/И «ВЫБЕРИ ПУГОВКИ»
Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине
(большие и маленькие)
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие,
большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к
пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Д/И «ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ»
Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать
мелкую моторику, внимание.
Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На
верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает). Какие? (Ответы детей). На нижнюю –
вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на
нижней? (Ответы детей). Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к
блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на
стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет
действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки.
Спрашивает, какого они цвета.
Д/И «СВЕТОФОР», «МИШКА»
Цель: Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое
представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук,
сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас. Можно использовать следующие
упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их
горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по
цвету горлышкам.
Д/И «ЗАБАВНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
20
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по
цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные
полосы, набор цветных прищепок.
Д/И «РАЗМЕЩЕНИЕ КРУГЛЫХ ВКЛАДЫШЕЙ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ В
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОТВЕРСТИЯХ»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие
отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают
маленький вкладыш для маленького отверстия.
Д/И «СОБЕРИ КАРТИНКУ ИЗ КУБИКОВ»
Цели: Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять
целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Ход: Игра проводится индивидуально. Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4
штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков.
Д/И «ВЫЛОЖИ ОРНАМЕНТ»
Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур,
воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Ход «Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь
видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же
орнамент». Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена,
когда ребенок выложит все орнаменты.
Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета,
умение по показу назвать цветы.
Ход игры: проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие
иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом
воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же
цветочек, какой показывает воспитатель.
Д/И «ОДЕНЕМ КУКЛУ ПО СЕЗОНУ»
Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжать
учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение. Воспитывать
аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Ход игры: Сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять.
Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку». На улице холодно. Куклу Катю надо
одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.) Показ и рассматривание одежды.
Показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на
детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Последовательное одевание куклы на
прогулку.
Д/И «УКРАСЬ БАБОЧКУ»
Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической
фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и
цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в
гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети
украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого
21
ребѐнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырѐх. При этом предлагает поочередно
то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети
выберут, воспитатель раздаѐт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры
воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек
Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но
разной величины.
Ход: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостного изображения круга,
треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по
показу подобрать свои геометрические фигуры.
П/И НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
«Убираем мячи» - Вносится корзина с мячами. Сколько в корзине мячей? А теперь ловите
мячи, каждый берёт по одному мячу и подходит к воспитателю. Дети берут по одному мячу
(Сколько у тебя мячей?). Складывают мячи снова в корзину (Сколько стало мячей в корзине?).
«Найди свое место» - На полу лежат обручи красного и синего цвета. В руках у детей
султанчики тех же цветов. Дети бегают по залу, по команде: «Раз, два, три – свое место найди!».
Дети встают в круг в соответствии с цветом султанчика, находящегося у него в руках.
«Найди свой домик» – На полу разложены геометрические фигуры – домики. Дети
выходят гулять, собирают цветы, перепрыгивают через ручейки. По сигналу «Дождь» нужно
спрятаться в домик – встать на свою геометрическую фигуру.
«Ищи и находи» – Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты
игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое
в нашей комнате, найдите и принесите мне». Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога,
садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат
выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
«Жучки на листиках» – Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки.
Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого
жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе
домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько
жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с
вами играть».
«Быстро возьми предмет» – Дети идут, затем бегут по кругу, образованному
положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками, которых должно быть
на 1-2 меньше, чем играющих). На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и
поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня,
Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!».
«Бегите к флажку» – Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие.
Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный
флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного.
Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель
переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки
в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета.
Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.
«Найди свой цвет» – Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в
разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По
сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!»
дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа
быстрей собралась.
«Прокати шарик к своему флажку» – На одной стороне площадки или комнаты проводят
черту, за которой стоят дети. На противоположной стороне на расстоянии 1-1,5 м ставят флажки,
22
разные по цвету. Воспитатель раздает детям шарики 2-3 цветов, соответствующих цвету флажков.
Затем предлагает посмотреть, какого цвета у каждого шар, встать против флажка того же цвета и
прокатить к нему шар. Когда все дети прокатят шары, воспитатель просит сложить их в корзинку,
а затем снова раздает их детям, и игра повторяется.
23
Приложение 2
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является
основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память,
наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место
отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем
мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает
дома, в детском саду.
Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному
взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького
человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы
сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально
подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные
игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие;
знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики,
бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и
нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится
затем на сверстников.
В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и
нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится
затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по
парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и
расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В
младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного
звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Вот некоторые примеры занятий с детьми.
«Что катится?»
Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игрусоревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе
или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет
всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто
выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик
катится потому, что он круглый.
«Чтение потешек».
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком
ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо
получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный
увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на
его интеллекте.
«Сравни предметы».
Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между
собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что
они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка –
24
серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить –
поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.
«Оденем кукол».
Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой
однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два
комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят
одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок
распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить
ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное
занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит
какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.
«Запомни картинку».
Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен
быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими
детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие
рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют
картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не
упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.
«Будь внимателен».
Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они
должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» – изображать, как лошадь ударяет
копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» – бегать врассыпную, широко
расставив руки, «аист» – стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро
реагировать на звуковые сигналы.
«Загадки».
До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит
брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в
стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По
очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не
ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры
подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ с ОВЗ.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять
сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения
общения с детьми:
1.
Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия,
признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
2.
Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
3.
Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не
шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
4.
Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим
с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного
общение «на вырост».
5.
По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
6.
Проводите совместные наблюдения и опыты.
7.
Сделайте сенсорные коробки и играйте вместе.
8.
Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте
его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
9.
Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
25
10.
Пробуйте с ребенком делать обычные вещи необычно, например, закройте глаза при
передвижении по дому или рисуйте двумя руками, можно попробовать чистить зубы или есть
пищу не ведущей рукой.
26