1
Программа дополнительного образования направлена на художественноэстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе
театрализованной деятельности. Екатеринбург: МБДОУ-детский сад
компенсирующего вида № 346
Программа рассчитана на детей в возрасте: 5-7 лет
«В душе каждого ребенка таится желание
свободной театральной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активизирует его мышление,
тренирует память и образное восприятие развивает
воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е. Н
2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………5
II. Учебный план………………………………………………………………………………….12
III. Тематическое планирование…………………………………………………………………12
IV. Календарный учебный график……………………………………………………………….68
V. Оценочный материал…………………………………………………………………………..68
3
ВВЕДЕНИЕ
Театрализованная
деятельность
является
эффективным
средством
для
социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в
едином педагогическом процессе стало очевидно. В связи с этим в МБДОУ было
решено ввести дополнительные занятия по театрализованной деятельности с
элементами логоритмики, а также составлена программа «Чародеи».
Общая характеристика детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные
отклонения
психического или физического плана,
которые
обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются
нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления,
речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление.
Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то,
о чем вы ему рассказываете.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении
речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем
случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные
слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше
понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то,
что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут
произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих
фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными
звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный
смысл.
4
Пояснительная записка
Программа «Чародеи» построена на принципах развивающего обучения и
сочетает в себе комплексный подход к развитию личностных качеств каждого
ребенка средствами театрального искусства через игровую деятельность.
Использование
творческой
возможностей
деятельности
при
театрального
помощи
искусства,
педагогических
художественнотехнологий
в
дополнительном образовании и развитии детей дошкольного возраста, позволяет
развивать все психофизические стороны личности ребенка, создавая тем самым
благоприятные условия для всестороннего развития и социальной адаптации
дошкольников.
Направленность программы:
художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в
процессе театрализованной деятельности.
По функциональному предназначению – предпрофессиональная.
Актуальность программы:
Занятия
театральной
деятельностью
помогают
развить
интересы
и
способности ребенка; способствуют коррекции психического развития; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и
новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в
работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У
ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к
импровизации. Занятия театральной деятельностью способствуют реализации
творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению
самооценки.
Новизна программы:
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
созданы
условия,
обеспечивающие художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие
дошкольников.
5
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме
и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на
развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности
средствами театра помочь детям с ОВЗ раскрыть их творческие способности,
развить психические процессы (память, мышление, речь, внимание, восприятие),
физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры.
А также одной из самых важных потребностей детей является потребность
взаимодействия со сверстниками.
Программа построена на обобщении опыта и методических рекомендаций
театральных педагогов и психологов, специалистов в области дошкольного
воспитания и образования (Чурилова Э.Г., Маханева М.Д., Петрова Т.И., Уликова
Н.А., Картушина М. Ю. и др.).
Цель программы: коррекция и развитие творческих способностей детей с
ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи программы:
1. Образовательные:
приобщить к театральной культуре и традициям народного творчеств;
активизировать познавательный интерес;
научить
пользоваться
различными
интонациями,
выражающими
основные чувства; передавать образы через слово, пластику, жест;
запоминать и принимать позы в соответствии с настроением и
характером изображаемого героя.
2. Развивающие:
6
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, ассоциативно-образное мышление;
развивать свободу движений с помощью пластических этюдов;
развивать чувство ритма и координацию движений;
развивать умение создавать образы живых существ с помощью
выразительных пластических движений;
развивать умение пользоваться различными жестами;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию;
развивать тонкие движения пальцев рук;
формировать грамматический строй и связную речь.
3. Воспитательные:
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
воспитывать уверенность в себе;
воспитывать уважение к традициям и культуре родного края.
7
Содержание программы
1. Основы театральной азбуки. Знакомство с особенностями театрального
искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра.
Формирование культуры зрителя.
2. Театральная игра. Развитие актерских умений и навыков воображения,
сценического
внимания
перевоплощения.
и
Развитие
действия
игрового
в
предлагаемых
поведения,
обстоятельствах,
эстетического
чувства,
находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения
со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование
навыков действия с воображаемыми предметами.
3. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией,
четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь,
творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
4. Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров:
напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения
различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый,
марионетки, «живая рука» и др.)
5. Постановка театрализованного представления. Чтение сценария и беседа по
содержанию.
музыкальным
Работа
над
интонационной
оформлением.
Разучивание
выразительностью.
рисунка
Знакомство
танцевальных
с
номеров.
Драматизация сказочного действия.
Принципы проведения НОД:
наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного
материала;
доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному);
проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных
ситуаций;
8
развивающий и воспитательный характер обучения – для расширения
кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Этапы НОД:
1. Вводный
Цель – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные формы работы – чтение сказок, рассказов, стихов, беседы по
содержанию, игры и на упражнения.
2. Продуктивный
Цель – активизация творческих способностей детей посредствам объяснения
материала, рассматривания иллюстраций, рассказа воспитателя, художественного
слова.
Основные формы работы:
этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием
мимики и пантомимики;
игры на развитие воображения и памяти, включающие в себя
запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
игры и упражнения на развитие координации речи и движения (песни с
движениями, стихи с движениями);
пальчиковые игры;
ритмические упражнения и игры;
фонопедические упражнения
3. Завершающий
Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр,
викторин. А также получение ребенком положительных эмоций на занятии.
1. Планируемые результаты
1-й год обучения:
1.
Развитие мыслительных процессов:
повышение интереса детей к театральному искусству;
сформированы
способности
анализировать
простейшие обобщения;
9
героев
сказок,
делать
дети умеют применять в спектаклях, инсценировках полученные знания о
различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные
средства выразительности речи.
Развитие речевых умений:
2.
проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в
непродолжительных инсценировках или драматизациях;
умеют делиться своими впечатлениями с воспитанниками и родителями;
пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге с
использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при
помощи взрослого.
Развитие двигательных навыков:
3.
способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные
образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка и т.д.;
могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые
мелодии;
Умеют
выполнять
движения,
передающие
характер
изображаемых
животных.
2-й год обучения:
1.
Развитие мыслительных процессов:
умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;
эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые
готовятся к постановке;
понимают
и
употребляют
в
своей
речи
слова,
обозначающие
эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый,
добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;
разделяют игровые и реальные возможности;
умеют планировать последовательность действий;
10
проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в
театрализованных играх;
взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают
новые роли или действия, обогащают сюжет;
адекватно воспринимают в театре художественный образ;
в
театрализованных
играх
воплощаются
в
роли,
используя
художественные выразительные средства (интонация, мимика).
Развитие речевых умений:
2.
в
театрализованных
играх
умеют
интонационно
выделять
речь
персонажей;
способный самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную
тему;
могут описать предмет, картину, составить рассказ по картине, пересказать
отрывок из сказки;
имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о
них рассказать;
понимают и употребляют слова-антонимы, умеют образовывать новые
слова по аналогии со знакомыми словами;
могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся
стихотворение, считалку;
рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая
сюжет сказки;
драматизируют (инсценируют) с помощью взрослого небольшие сказки.
3.
Развитие двигательных навыков:
выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность,
пластичность действий;
выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
умеют
выполнять
танцевальные
движения,
при
этом
продолжая
имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения;
11
ориентируется
в
окружающем
пространстве,
понимает
смысл
пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, между,
рядом с, около и др.);
умеет устанавливать последовательность различных событий;
умеют
разнообразным
выразительно
характером
и
ритмично
музыки,
двигаться
музыкальными
в
соответствии
образами;
с
передавать
несложный музыкальный ритмический рисунок.
Учебный план
Наименование модуля
Количество занятий
1-й год обучения
2-й год обучения
72
72
Количество (в минутах)
неделя/год
25/1800
30/2160
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Название занятия
Вводное «В гостях у сказки»
«Ох, уж этот театр»
«Про то, как рыжий кот у бабушки живет»
«Как растили капусту»
«Зайка – огородник»
«День рождения зайчика»
«Чудесное яблоко»
«Верные друзья»
«Кот и пес»
«Домок – теремок»
«Волчья песня
«Приближается зима»
«Домик для воробья»
«Медвежонок Мишутка»
«Серебряный ключик»
«Новогодняя ёлка»
«Дед Мороз»
12
Количество
занятий
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
«Снегурочка на новогодней елке в лесу»
«Снеговик»
«Помогите птицам»
«Петушок»
«Кукла Аня»
«Новоселье у куклы»
«Поезд игрушек»
«Парад игрушек»
«У меня полно хлопот»
«Как козлик маму искал»
«Паровозик из Ромашково»
«Зайкина шубка»
«Храбрый цыплёнок»
«Мама и малыши»
«Как петушок утро проспал»
«Прогулка в весеннем лесу»
«Чьи это ушки?»
«Чей это домик?»
Сказка «Кто сказал мяу»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
январь
февраль
март
апрель
май
Учебный план 2 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
5.
6.
7.
Название занятия
Вводное «В гостях у сказки»
«Ох, уж этот театр»
«Краски осени»
«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева
«Приключения дождика»
«В гостях у лесного гнома»
«Спор овощей»
«Пых» по мотивам белорусской народной
сказки
8. «Верные друзья»
9. «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В.
Сутеева
10. «Круглый год»
13
Количество
занятий
1
1
2
2
2
2
2
2
Месяц
сентябрь
октябрь
2
2
ноябрь
2
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
«Времена года»
«Зимовье зверей»
«Проказы зимы»
«Теремок-холодок»
«Дед Мороз построил дом»
«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева
«Снеговик на елке»
«Мороз Иванович» по мотивам сказки В.
Одоевского
«Приключение снежинки»
«Снежная книга» по мотивам рассказа В.
Бианки
«Лисичка со скалочкой»
«Возьми меня с собой»
«А, что у вас?»
«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной
сказки
«Я маму мою обидел» по стихотворению Э.
Мошковской
«Кем быть?»
«Как стать большим»
«Горшочек каши»
«Как мышонок стал трудолюбивым»
«Космическое путешествие»
«Четыре желания»
«Колобок»
«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской
народной сказки
«Как муравьишка дом солнышка искал»
«История о том, как гном построил дом»
Календарный учебный график
1. Продолжительность образовательного периода:
начало образовательного периода с 01 сентября;
окончание образовательного периода – 31 мая.
Количество учебных недель – 36:
14
2
2
2
2
2
2
2
2
декабрь
январь
2
2
2
2
2
2
февраль
2
март
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
апрель
май
количество занятий в неделю – 2;
количество занятий в месяц – 8;
количество занятий в год – 72.
Сроки летних каникул – ос 01 июня по 31 августа.
2. Занятия проводятся в соответствии с расписанием НОД.
3. Продолжительность НОД для детей 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Перерыв между НОД составляет 10 минут.
4. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь, май.
5. Оценочные материалы
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год:
вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:
Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно или с частичной
помощью взрослого: 3 балла
Ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого: 2
балла
Ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает: 1 балл.
ПАРАМЕТРЫ
Основы театральной культуры
3 балла – проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре. Называет
различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные
профессии
2 балла – интересуется театральной деятельностью. Использует свои знания в
театрализованной деятельности.
15
1 балл – не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила
поведения в театре. Затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
3 балла – понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое
высказывание.
Дает
подробные
словесные
характеристики
главных
и
второстепенных героев. Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе
литературного произведения. Умеет пересказывать произведение от разных лиц,
используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
2 балла – понимает главную идею литературного произведения. Дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев. Выделяет и может
охарактеризовать единицы сюжета. В пересказе использует средства языковой
выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)
1 балл – понимает содержание произведения. Различает главных и
второстепенных героев. Затрудняется выделить единицы сюжета. Пересказывает
произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
3 балла – творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о
различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные
средства воспитателя.
2 балла – владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может
их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется
помощь выразительности.
1 балл – различает эмоциональные состояния и их характеристики, но
затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Музыкальное развитие
3 балла – импровизирует под музыку разного характера, создавая
выразительные пластические образы.
2 балла – передает в свободных пластических движениях характер музыки.
1 балл – затрудняется в создании пластических образов в соответствии с
характером музыки
16
Основы коллективной творческой деятельности
3 балла – проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
2 балла – проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в
планировании коллективной деятельности.
1 балл – не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.
Формы подведения итогов:
выступления перед сверстниками и родителями.
17
№ Фамилия,
п/п
имя
ребенка
Таблица фиксации результатов педагогической диагностики
Основы
Речевая
Эмоционально- Музыкальное
Основы
театральной
культура
образное
развитие
коллективной
культуры
сравнение
творческой
деятельности
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итого:
18
май
сентябрь
май
сентябрь
май
Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
(среднее
значение)
сентябрь май
Организационно-педагогические условия
Программа построена на обобщении опыта и методических рекомендаций
театральных педагогов и психологов, специалистов в области дошкольного
воспитания и образования (Чурилова Э.Г., Маханева М.Д., Петрова Т.И.,Уликова
Н.А. Картушина М.Ю. и др.).
Возраст детей, участников программы:
от 5 до 7 лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий программы:
Форма занятий: группами по 10 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН (а).
5-6лет: 2 раз в неделю по 25 минут.
6-7лет: 2 раз в неделю по 30 минут.
Вся деятельность построена по принципу комплексного подхода и как
следствие – включает в себя все разделы программы. Вся деятельность проходит как
непринужденная игра, в рамках которой и проводится процесс обучения. Набор игр
и упражнений может меняться, учитывается психологическое и физическое
самочувствие детей.
В зависимости от поставленных задач может меняться структура НОД. Все
части НОД могут выстраиваться в разной последовательности. Упражнения
варьируются,
вводятся
новые.
Во
время
НОД
обязательно
музыкальное
сопровождение, создание творческой атмосферы.
Условия реализации программы:
1. Материально-техническое оснащение:
свободное помещение, с минимальным количеством мебели;
аудио и видео аппаратура;
элементы театральных декораций;
кукольный
театр
(настольный,
пальчиковый и др.);
19
теневой,
бибабо,
марионетки,
костюмы;
спортивный инвентарь (мячи, скакалки);
мягкие игрушки.
2. Методическая копилка:
Разработки НОД, сценарии и т.д.
3. Наглядный материал:
Иллюстрации, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий.
1. Квалификационные требования к педагогу:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
20
7. Перечень методической литературы
1. А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 2 е изд. испр. и доп. /
А. И. Буренина. – Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2000
2. А.В. Щеткин. “Театральная деятельность в детском саду” (для занятий с
детьми 5-6 лет) М., Мозаика-Синтез, 2008
3. М.В. Смирнова. 2500 Скороговорок. Для детей 4-6 лет. СПб., Издательский
дом “Нева”, 2005, издательство “Олма-Пресс”. 2005.(серия “Программа развития
и обучения дошкольника”)
4. М.Д. Маханева. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду М.,
ТЦ “Сфера”, 2009
5. М.Л.Владимирова. Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. –
Киров, 2009.
6. Н.А. Уликова “Словом душа растет” (практический материал для работы с
детьми по развитию речи) Санкт-Петербург, ОЦ “Гармония”, 1994
7. О.И.
Лазаренко.
Артикуляционно-пальчиковая
гимнастика.
Комплекс
упражнений. Айри-пресс. М.. 2011
8. Т.И.Петрова, Е.Л Сергеева, Е.С. Петрова Театрализованные игры в детском
саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
9. Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
10. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
21